Поисковая выдача Google: этика vs коммерция

С развитием Google и сервисов компании, которые проникают во все новые сферы интернета, титул «Корпорация добра» уже не кажется многим людям справедливым. В адрес Google все чаще звучат обвинения в манипуляциях с поисковой выдачей, а власти по обе стороны Атлантики проводят собственные расследования деятельности компании Ларри Пейджа и Сергея Брина.

В 1998 году, сразу после запуска, главным и единственным продуктом Google был поиск, а главным клиентом – пользователь интернета. Сейчас же компания трансформировалась в транснациональную корпорацию, занимающаяся поиском, развитием рекламной платформы, разработкой ПО и «железа», а также приложений и игр, развитием мобильной ОС и собственного браузера. Кроме того, сейчас Google – это еще и видеохостинг, блог-платформа, социальная сеть, а с недавних пор, и e-commerce сервис Google Shopping.

Все это не очень хорошо сочетается с одним из ключевых принципов философии компании «Лучше делать что-то одно, но делать это очень и очень хорошо».

“Зарабатывать деньги, не делая зла”

Так звучит еще один ключевой принцип компании. Однако, представители малого и среднего бизнеса, в последние пару лет потерявшие значительное количество трафика с Google, сомневаются, что поисковый гигант все еще следует собственным правилам.

Критики Google активизировались, когда компания начала тестировать модель платных размещений результатов в поисковой выдаче – впрочем, поисковик отвергает все обвинения.

Однако, есть сомнения в том, что компания, контролирующая 65,3% всех поисковых запросов в США и обрабатывающая более миллиарда запросов в день, может устоять перед соблазном повлиять на результаты поисковой выдачи в интересах своих продуктов или рекламодателей.

В числе сомневающихся, помимо явных противников Google типа коалиции FairSearch.org, (туда входит в том числе Microsoft) оказались и антимонопольные регуляторы в США и Европе.

Расследование в США

В июне 2011 года Федеральная Торговая Комиссия США – ФТК (Federal Trade Commission – FTC) инициировала расследование деятельности Google, целью которого было выяснить, не ограничивает ли поисковый гигант конкуренцию посредством манипулирования результатами выдачи. Проще говоря, выделяет ли Google свои продукты и продукты своих рекламодателей в поисковой выдаче (как он это делает в Google Shopping и Google Places).

По результатам проверки можно сказать, что Google удалось отделаться легким испугом – комиссия не нашла ничего предосудительного в том, что корпорация выделяет свои собственные продукты и услуги, однако корпорации пришлось пообещать упростить перенос рекламных кампаний AdWords посредством API на другие платформы (например, на платформу от Microsoft).

Вдобавок, Google также согласился отказаться от сбора контента со сторонних сайтов и включения его в результаты своей поисковой выдачи – один из фактов, которым оперируют критики корпорации. Как заявил на специальной пресс-конференции председатель Федеральной Торговой Комиссии Джон Лейбовиц (John Leibowitz), поисковик собирал информацию с сайтов наподобие Yelp (обзоры баров/ресторанов) и выдавал ее за свою собственную.

Однако с монополиями борются не только в Америке. Европейская антимонопольная комиссия еще в ноябре 2010 года начала собственную проверку деятельности Google, и есть все основания полагать, что ее представители будут куда строже своих заокеанских коллег.

Расследование в Европе

Претензии все те же:
•Отображение ссылок на собственные продукты Google реализовано таким образом, чтобы выделить их среди поисковой выдачи, соответственно, страдают конкурирующие сервисы других компаний;
• Копирование контента (обзоров и т. д.) со сторонних сайтов и его дальнейшее использование без ссылки на источник;
• Ущемление прав конкурирующих систем таргетированной рекламы – де-факто Google требует от сайтов-партнеров исключительности для своих рекламных объявлений (проще говоря – показывать только рекламу Google), что вредит конкуренции;
• Сложность переноса рекламных кампаний AdWords на другие платформы.

Google отверг все обвинения, однако выразил готовность к сотрудничеству с властями.

Напомним, что ранее европейские власти на протяжении десятилетия боролись по похожим причинам с Microsoft. Для корпорации Билла Гейтса и Стива Балмера дело кончилось штрафом в $1,44 млрд.

Что делать?

Как утверждает владелец сайта AskTheBuilder.com (за два года трафик с Google для него уменьшился на 87% с 60 000 до 8 000) Тим Картер (Tim Carter), CTR доля первых трех результатов выдачи Google составляет 36,4%, 12,5% и 9,5% соответственно. Это значит, что на первые три позиции поисковой выдачи приходится более половины всех кликов по результатам поиска по конкретному запросу.

Google отвергает все обвинения в подтасовке результатов поисковой выдачи, однако сторонники корпорации утверждают, что даже если поисковик и влияет на результаты выдачи, то это его полное право. Как не согласиться, ведь Google – коммерческая компания, которая ищет способы заработать денег. И как и в случае с Facebook, здесь есть два варианта: смириться и смотреть, куда все это приведет, или отказаться и от колонки «Как я перестал пользоваться Google».

Добавить комментарий